Об особенностях хьютагогики как подхода
image alt

Стремительное развитие науки и технологий требует от человека такого же стремительного развития и способности адаптироваться к новым условиям. Сегодня, как никогда, необходим новый взгляд на задачи, возможности и процесс образования. Необходимо создание условий для самообразования. Хьютагогика[1] – не только обучение ради получения дополнительных знаний. Это – целая философия: учиться на протяжении всей жизни, всегда и везде, всеми доступными способами. Это – творческий подход к обучению, при котором ученик сам для себя определяет, что именно ему нужно, в какой форме и как он будет изучать. Такой подход позволит профессионалам оставаться актуальными и востребованными в стремительно меняющейся современной профессиональной среде.

Хьютагогика, являясь логичным продолжением педагогики и андрогогики, рассматривает особенности обучения взрослых, активных и думающих людей, которые хотят и могут сами определять цели, содержание и форматы обучения. Все мы умели учиться в детстве – самое время вспомнить, как это делается!

Сейчас нам доступна огромная масса источников обучения. Их изобилие, разнообразие, неравнозначность стиля и качества требуют от преподавателей, тренеров и коучей помогать ученику в формировании на их основе эффективной системы, максимально использующей его знания, навыки, опыт. Системы, наилучшим образом подходящей именно этому ученику (даже – с учётом того, что он в нынешнем процессе обучения занимает заглавную роль – Ученику с большой буквы).Суть этого подхода не является чем-то принципиально новым. Еще в 1989 году Г.П.Щедровицкий сказал, что происходит отказ от моделей человека как «индивида-личности» в пользу другой модели – «мыслящего индивида, способного свободно жить в условиях сверхмощных и сверхразветвленных учрежденческих структур». В связи с этим необходимы «новые системы индивидуально-личностной подготовки и образования, формирующие человека, способного мыслить и действовать в новых, непрерывно меняющихся ситуациях». Это подразумевает выход за рамки традиционных подходов, распространенных при получении школьного и высшего образования, мотивирует людей старшего возраста к постоянному саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных навыков.

Речь идёт о том, что взрослых людей надо учить не ответам, как делают классические педагогика и андрогогика – а способам задавать вопросы, собирать информацию и критически осмысливать то, что они сами делают. При этом обучение в группе будет более продуктивным, чем в одиночку – ведь люди могут отлично дополнять друг друга и по личностным особенностям, и по опыту, и по имеющимся навыкам. Совместно найденное решение и объемное восприятие материала повышает качество и процесса, и результата обучения.

Важно понимать, что взрослый самостоятельный ученик никогда не возьмёт пример с учителя, который сам не развивается. Одной из ролей наставников, коучей, консультантов – собственным обучением и развитием быть примером для своих последователей. Обучением надо увлечь: взрослые ученики должны видеть и понимать смысл постоянного самосовершенствования на примере своего учителя.

Хьютагогика направлена в будущее – ведь основной задачей является непрерывное формирование компетенций для дальнейшей успешной жизни. И речь, конечно же, идет не только о профессиональной жизни. Человек может развивать всю жизнь себя комплексно, как личность: и заботиться о своём здоровье, и совершенствоваться духовно, и развивать различные виды мышления (в том числе обязательно критическое!), и совершенствовать волю, как необходимый элемент реализации жизненных целей… и многое, многое другое!

Принципиально важное отличие хьютагогики, как современного обучения – максимальная персонализация. Мы уже не формируем учебные группы с одинаковой программой, а думаем, как каждому обучаемому помочь сформировать его собственный образовательный маршрут, траекторию. И, конечно, надо учитывать уже имеющиеся навыки. А для этого необходимо развивать навыки рефлексии, самооценки, собирать обратную связь от окружения: что я знаю, чего умею, в чём я специалист? И самое сложное и захватывающее – нам необходимо определять траекторию своего движения, при том, что будущее абсолютно нам неизвестно. В работах футурологов мы видим великое разнообразие сценариев развития экономик, обществ, планеты. Скорость изменения мира нарастает год от года – и мы должны уметь учиться, быть готовы учиться всю жизнь. И этому умению планировать свой маршрут и формировать план обучения тоже надо учить!

Очевидно, что есть навыки и компетенции, которые позволят нам быть успешными при любом сценарии развития человечества. Например, навыки общения с другими людьми, наши способности вовлекать других людей в совместную работу, проекты, решение задач. Опираться мы можем именно на такие базовые универсальные умения, которые пригодятся всегда, как бы жизнь не повернулась. И дополнять их тем, что необходимо именно нам для реализации наших собственных жизненных целей или профессиональных задач.

Важным вопросом при планировании собственного маршрута является естественное ограничение временного ресурса жизни. Человек смертен, у нас не так много времени в запасе. Как употребить это драгоценное время на огромное количество своих желаний и стремлений? Какие из наших устремлений заслуживают внимания – а от чего можно отказаться? Ответы на эти вопросы можем найти только мы сами: это серьезная экзистенциальная работа. Мы можем развивать исследовательские навыки, способности выбирать и отказываться, навыки принятия решений. Этому можно и нужно учиться!

Анна Мирскова, Максим Фуфаев

[1] Хьютагогика (или эвтагогика, от heutagogy) – современная концепция обучения взрослых людей, которые заинтересованы в собственном развитии и имеют возможности выбора индивидуального маршрута образования. Эту концепцию предложили в 2000 году австралийцы Стюарт Хассе (Stewart Hase) и Крис Кеньон (Chris Kenyon) в статье «От андрогогики к хьютагогике».

Компания DBC работает с 2001 года.

Меню

Мы оказываем услуги по управленческому консультированию, проводим стратегические сессии и обучение руководителей 

О компании

Свяжитесь с нами

Организационное консультирование

Обучение

Видео

Персональные консультации для руководителей

Стратегические и организационные сессии

Контакты

Публикации

Мы в соцсетях:

Copyright 2023 DBC Ltd.

image altimage altimage alt
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum