DBC ltd. Логотип

О структуре компании

logo_dp_ar3*Все материалы приводятся в авторской редакции

А, собственно, зачем вообще нужна структура? Ну, нарисовали квадратики со стрелочками, подписали должности, а дальше что? С этими и другими вопросами к нам обращаются сотрудники, с которыми мы общаемся в консалтинговых проектах.

Чаще всего на практике приходится сталкиваться с тем, что нарисованная структура не отражает реального положения дел в компании. Самый простой способ это проверить - предложите схематически отобразить распределение основных функций и подчиненность внутри организации нескольким руководителям и сотрудникам компании, желательно представителям разных отделов. А потом, как говорится, "найдите семь различий". Чем это грозит?

Допустим, например, что в Российской Федерации Дальний Восток и Башкирия расходятся во мнениях, за что отвечает милиция и какое ведомство строит дороги. А в Калининградской и Тюменской областях убеждены, что президент страны подчиняется премьер-министру (как говорится, любые совпадения в нашем примере являются случайными!). Вопрос: насколько управляемым будет такое государство? Если каждый руководитель видит структуру по-своему, как между ними можно наладить взаимодействие?

Мы уже писали о "семейных" компаниях, о том, какой хаос в иерархию и распределение зон ответственности вносят дружеские и семейные связи между сотрудниками компании. Но структурная неразбериха сплошь и рядом встречается в любых организациях. Вот лишь несколько примеров из нашей недавней практики. Генеральный директор холдинга не имеет соответствующих должности полномочий и решает только мелкие оперативные вопросы. На крупном предприятии два руководителя отвечают за производственное направление - при этом ни один из них другому не подчиняется, и зоны ответственности между ними не распределены. В торговой компании отсутствует единый руководитель, который координировал бы в масштабе организации работу всех отделов продаж. И так далее, и тому подобное...

Важно понимать, что структура компании - это, прежде всего, инструмент. Инструмент, позволяющий решать задачи компании сегодня и с прицелом на перспективу. Структура компании должна меняться - ведь меняются задачи, меняется рынок, приходят и уходят люди. Процесс оптимизации структуры непрерывен и вечен.

Если мы планируем завоевывать нового клиента или новые рынки, то кто-то в организации должен за это отвечать. Более того: структура - это не только ответственность, но и полномочия. Например, если приоритетом нашей организации мы считаем качество - то технолог должен обладать определенными правами и реальными полномочиями по отношению к бригадирам и начальникам смен. В противном случае качество рискует остаться на уровне благих пожеланий.

Впрочем, использование структуры как инструмента управления - тема для отдельного серьезного разговора.