DBC ltd. Логотип

О семейном бизнесе и семейственности на работе

logo_dp_ar3*Все материалы приводятся в авторской редакции

Что мы подразумеваем под семейным бизнесом? В первую очередь, речь идет о компаниях, организованных кругом близких людей, родственников или друзей. Например, есть у нас компания-клиент, в которой помимо собственника-владельца работают его отец, мать, жена, двоюродный брат с супругой, старший сын, несколько одноклассников… Ну, а про друзей друзей, родственников друзей, друзей родственников и говорить не приходится!

Такие компании довольно часто встречаются на начальном этапе развития бизнеса. Связано это, на наш взгляд, с тем, что при организации своего дела едва ли не важнейшим критерием выбора партнеров является личное доверие. Но сегодня мы хотим поговорить о том, как "семейные" компании живут спустя 10-15 лет после создания.

Что отличает "семейные" компании? В первую очередь особая, мы её так и называем, "семейная", культура. Стиль общения в "семейных" компаниях складывается довольно неформальный, очень много неписаных правил, негласных традиций и неофициальных процедур. А это значит, что любому новичку довольно сложно адаптироваться в такой компании: не всякий сразу разберется в хитросплетениях местных законов. Надо попросту знать, кто в такой компании принимает решения, а не ориентироваться на организационную схему, где прописано, кто кому формально подчиняется. Скажем, мать владельца, работающая простым бухгалтером, будет гораздо больше влиять на многие решения, чем финансовый директор.

Особые сложности начинаются, когда в компании уже много лет работают не только друзья-родственники, но и наемные сотрудники, люди "со стороны". У последних возникает много претензий: как бы хорошо они не справлялись со своей работой, все равно к друзьям-родственникам отношение другое - их выше оценивают, им больше прощают и т.п. То есть возникает ощущение неравенства: наёмные сотрудники долгими годами безупречной работы заслужили особый статус в компании, но его не имеют. Это в первую очередь, касается ключевых постов в компании: людей "со стороны" на эти посты, как правило, не приглашают.

Другими словами, начинать бизнес с близкими людьми удобно и надежно. А вот поддерживать с ними успешный бизнес на протяжении многих лет - очень сложно. Не всем удается сохранить хорошие дружеские, да и семейные отношения. Поэтому многие российские компании пережили или переживают сейчас этап перехода от "семейной" фазы к "формализованной" или "регламентированной".

При таком переходе чаще всего требуется определение требований не только к подразделениям, но и к должностным позициям, задание показателей деятельности, на которые ориентируется система мотивации и т.п. На наш взгляд, на этом этапе важно сохранить те преимущества, которыми обладает "семейная" компания: лояльность сотрудников руководству, доверительный стиль общения, теплую и товарищескую атмосферу общения. По нашему опыту - это вполне реально. Тут важно понимать, что подобные реформы в компании не могут быть быстрыми. Ведь корректируются даже не стили управления, а ценности и приоритеты собственников. А это процесс сложный и подчас мучительный.