DBC ltd. Логотип

Команда топ-менеджеров в кризис

logo_dp_ar3*Все материалы приводятся в авторской редакции

Понятие "топ-менеджер", что называется, "на слуху". Но при этом, не всегда понятно, о каком уровне руководителей идет речь. Вот небольшой тест для оценки, действительно ли руководитель является топ-менеджером:

  1. Распоряжается ли руководитель самостоятельно бюджетом своего направления?
  2. Есть ли лимит средств (не ниже 5% от бюджета), которые он расходует без согласования?
  3. Принимает ли непосредственное участие в подготовке и принятии стратегических решений?
  4. Решает ли оперативные вопросы без согласования с вышестоящим руководством или собственниками?
  5. Может ли принимать на работу или увольнять своих заместителей?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, то отнести руководителя к категории топ-менеджмента мы не можем. По нашему опыту, к сожалению, так называемые "команды топ-менеджеров" - понятие из категории морских свинок, которые не имеют отношения ни к морю, ни к свиньям. Очень часто руководители не обладают достаточным уровнем полномочий, и не представляют собой сплоченной команды.

Стоит ли удивляться, что целый ряд собственников в кризис вернулись к управлению собственным бизнесом? Если в докризисное время так называемые команды топ-менеджеров были в состоянии на растущем рынке демонстрировать неплохие показатели, то сегодня они могут продемонстрировать разве что собственную беспомощность. Поскольку изменившиеся условия требуют быстрого принятия ответственных управленческих решений.

Сложившаяся кризисная ситуация - хороший повод для смены значительной части управленцев, что мы и наблюдаем в целом ряде компаний. Например, количество заказов по оценке руководителей в нашей практике заметно возросло. Мы заранее предвидим ряд возражений в стиле "коней на переправе не меняют".

На наш взгляд, в первую очередь надо убедиться, "а не пинаем ли мы дохлую лошадь?". А если серьезно, то все зависит от конкретной ситуации. Для некоторых компаний смена руководящего состава и кардинальная перестройка системы управления - единственная возможность пережить кризис. Для других достаточно будет отдельных кадровых перестановок.

Главное, необходимо понимать: кризис - время изменений, не только внешних, но и внутренних. И если мы не управляем изменениями, то кризис управляет нашим бизнесом.

Кстати, при взгляде на некоторые управленческие команды, вспоминается старый, еще времен СССР, анекдот:
- Для решения какой комплексной проблемы создается группа из математика, физика, биолога, инженера, врача, архитектора, экономиста и юриста?
- Для уборки картофеля в колхозе.