DBC ltd. Логотип

О делегировании полномочий

logo_dp_ar3*Все материалы приводятся в авторской редакции

Часто приходится слышать, что в России делегирование полномочий не работает. Как не печально, это действительно так. А чем опасно отсутствие делегирования? В первую очередь, крайне неэффективным расходованием ресурсов. Если, например, генеральный директор по старой памяти занимается продажами, то мы получаем лишь еще одного продавца с директорской зарплатой. При этом по-настоящему важные вопросы не решаются - времени нет!

Давайте попробуем разобраться, почему возникают проблемы с делегированием, и можно ли что-то с этим сделать.

Довольно часто, говоря о "делегировании" полномочий, имеют в виду всего лишь передачу ответственности за какой-либо участок работы. При этом такая передача не подкрепляется предоставлением права принимать важные решения. Другими словами, делегируются не полномочия, а ответственность.

Иногда все, казалось бы, предусмотрели: и зоны ответственности определили, и полномочия предоставили, и права дали - но не обеспечили необходимыми ресурсами. Самый распространенный пример из практики компаний - это отсутствие выделенного бюджета в распоряжение руководителя. А в итоге формально полновластный руководитель не может ничего сделать на практике.

Предвидим резонные возражения: мол, если руководителю выделить все ресурсы и предоставить полную свободу действий, то рано или поздно он станет неуправляемым. Несомненно, это так, если не предусмотреть адекватные инструменты контроля. Эффективный контроль подразумевает, в первую очередь, четкую постановку задач.

Давая руководителю или специалисту "карт бланш", надо определить предельно конкретно и однозначно результат его работы. Важно согласовать, в чем и как именно этот результат будет измеряться. Если ставится задача увеличить объем продаж на 10%, продумайте, будет ли включена в объем продаж дебиторская задолженность, в какой момент сделка считается "закрытой" и т.п. Не стоит забывать, что свобода действий руководителя или специалиста не исключает прямого контроля исходной информации со стороны руководства. "Доверяй, но проверяй!"

И еще. Существует целый ряд задач, которые делегировать категорически нельзя: то есть никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах. К этим задачам, например, относится определение приоритетов бизнеса. Что для компании сегодня важнее - расширять торговую сеть или расширять ассортимент? Увеличивать объемы или снижать операционные издержки?

К сожалению, в нашей практике руководители зачастую не склонны заниматься этими "неделегируемыми" задачами, тратя свое время на то, чем могли бы вполне заняться их сотрудники.