DBC ltd. Логотип

Забег на длинные дистанции

Ульяновская Светлана газета "Деловой Петербург" №149 (2471) от 16.08.2007, рубрика "Маркетинг"

СПб. "ДП" спросил читателей газеты, какие, по их мнению, тенденции будут доминировать в маркетинге в наступившем году. Нарисованная картина будущего оказалась оптимистичной, хотя не обошлось и без ложки дегтя.

Американский историк и философ науки Томас Кун в своей теории парадигм утверждает, что научные стили сменяют друг друга, как и модные, с неизбежной регулярностью. Отечественный маркетинг не стал исключением. Он демонстрирует стремительное развитие, сменяя стили с ошеломляющей быстротой. Те тенденции, которые на Западе зарождались, развивались и перетекали во что-то новое годами, российский маркетинг проскакивает за пару лет.

Подсказка партии

В одном из своих интервью профессор кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО МИД РФ Игорь Рыжков, автор книг по проблемам рекламы, брендинга, приводил данные о том, что впервые маркетинг в России был упомянут в 1988 г. в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров "О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы". Потом было некоторое затишье, и к 1990 г. стало модным ссылаться на "видного американского ученого-маркетолога, профессора Филипа Котлера". Появились первые российские книги о маркетинге, которые на примерах из внешнеэкономической деятельности выстраивали принципы ФОСТИС (ФОрмирование спроса и СТИмулирование Сбыта).

По спирали

К 1995 г. многие предприятия обзавелись модными отделами маркетинга, с которых и начали сокращение персонала во время кризиса 1998 г. А к 2000 г. конкуренция на рынках создала объективные условия для развития маркетинга. Затем с 2002 г. началась мода на брендинг, SWOT-анализ, 2003 г. увлек ивентами, в 2005-м особое значение приобрело медиапланирование, появились "тайные покупатели", в 2006 г. многие увлеклись buzz-маркетингом, 2007-й принес моду на вирусный маркетинг.

Пышный цвет

Опрошенные "ДП" эксперты, объединив усилия, создали следующую картину развития маркетинга на ближайшие 5 лет. Все отметили, что растет профессионализм маркетологов. Как говорится, от Москвы до самых до окраин. Консультант по вопросам рекламы и маркетинга Стас Климин считает, что в ближайшее время существенную роль в принятии маркетинговых решений начнет играть статистика. Директор по рекламе интернет-агентства RealWeb Максим Виноградов отметил, что активное развитие социальных сетей и блогов (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, livejournal.ru и т.д.) заставит рекламодателей активнее использовать Social Media Optimization. Вырастут объемы дистанционных продаж в интернет-магазинах, которые смогут конкурировать с сетями как минимум в отдельных рыночных сегментах, где традиционно высока торговая наценка (новаторские, престижные товары и т.п.). Эксперты говорят также о росте мобильного маркетинга: использование мобильного телефона в качестве инструмента коммуникации с целевой аудиторией.

Опрошенные эксперты надеются также на прорыв в эффективности маркетинга и отдаче вложений на инвестиции в маркетинговые коммуникации и продажи.

По словам генерального директора консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры" Михаила Дымшица, по мере осознания владельцами бизнеса факторов, влияющих на эффективность затрат и уровень доходов, большая часть "маркетинговых" функций может переходить к отделам сбыта, логистики. Он считает, что бизнесмены устали от маркетологов, не способных просчитать финансовую эффективность предлагаемых ими мер.

Эмоции во главу угла

Стас Климин, консультант по вопросам рекламы и маркетинга

Потребитель будет играть все более существенную роль в выборе того, что и где покупать. "Homo economicus" в потребителе все больше начнет уступать место "homo emotions".

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, ведущий консультант исследовательской компании Romir

Компании начнут уделять больше внимания эффективности маркетинга и отдачи на инвестиции в маркетинг. Обострится конкуренция между российскими и транснациональными производителями FMCG в связи с укреплением рубля и ростом реальных доходов населения.

Максим Фуфаев, руководитель проектов консалтинговой компании DBC

Укрепление рыночных структур приведет к вытеснению отдельных товаров и товарных групп в рыночные ниши. Отказ (как знак статуса) определенных групп потребителей от покупок в розничных сетях принудит их к созданию специальных "как бы несетевых" марок и каналов продвижения и продаж.