DBC ltd. Логотип

31 марта в газете «деловая неделя» опубликована статья анны мирсковой


О ЧЕМ МОГУТ РАССКАЗАТЬ СОТРУДНИКИ"

Анна Мирскова, Деловая неделя № 12 (527)

В бизнесе часто складывается парадоксальная ситуация:дорогостоящие маркетинговые исследования, вместо того чтобы обратиться к гораздо более доступным источникам.

Кто лучше ваших клиентов сравнит свои впечатления от сотрудничества с вашей компанией и компаниями-конкурентами? Кто лучше ваших поставщиков и партнеров сформулирует требования к системе логистики и оценит существующее положение дел? И уж надо ли говорить, каким ценным источником информации могут оказаться ваши собственные сотрудники!

 

В компании, производящей и продающей строительные материалы, специалисты отдела продаж фиксируют претензии клиентов к продукции, пожелания по оптимизации условий поставки и пр. Эта информация может быть чрезвычайно полезна для отдела логистики и производства. На практике, эта информация не поступает даже в отдел маркетинга.

Мы часто сталкиваемся с возражениями, что опрашиваемые не дадут честных ответов, откажутся от участия в опросе и т. п. В то время как в действительности отвечать на вопросы соглашаются не только вышеперечисленные "источники", но даже прямые конкуренты, бывшие клиенты, отказавшиеся от сотрудничества с компанией, эксперты в различных областях и другие. Главное, что стоит пробовать!

Разумеется, мнение любого эксперта субъективно "по определению". И ваши сотрудники будут высказывать точку зрения, основываясь на собственном опыте, предпочтениях и интересах. Тем не менее, именно такое мнение часто позволяет добавить ряд ярких и важных деталей к статистически достоверным результатам исследований или посмотреть на интересующий вас вопрос под неожиданным углом.

При оценке системы управления в издательской компании самую интересную информацию удалось получить в ходе неформального общения с сотрудниками в "местном центре цивилизации" - в курилке.

Таким образом, инструменты сбора информации могут быть очень разными: интервью, групповые дискуссии, письменные опросы, наблюдение, моделирование ситуаций (например, визит покупателя), хронометраж выполнения действий и многие другие. Добавьте к этому списку еще сочетания разных методов. Как же выбрать подходящий инструмент?

Если компания достаточно закрытая, и сотрудники отказываются высказывать свои мнения, опасаясь преследования со стороны руководства, то больше подойдут анонимные анкеты. Обязательно анкетирование следует предварить сообщением о целях опроса, а после обработки результатов ознакомить сотрудников с полученными данными, чтобы они могли убедиться, что руководству представлены сведения в целом по компании.

Если компания открытая, там принято высказывать свои мнения, то в этом случае можно провести обсуждение вопросов с группой сотрудников, а потом подготовить краткий отчет о полученных результатах.

Иногда важные сведения не нужно даже собирать: достаточно просто "протянуть руку". В отделах и службах часто накапливается огромное количество первичных данных, которые, к сожалению, не обобщаются, не анализируются и не используются в работе.

На производственном предприятии постоянно отмечается дефицит квалифицированных рабочих. Генеральный директор ставит службе персонала задачу разобраться с причинами и предложить пути решения. Служба персонала предлагает провести мониторинг рынка труда, чтобы оценить соответствие заработных плат производственных рабочих среднегородскому уровню. Как альтернатива предлагается приобретение обзора зарплат в специализированной компании.

В то же время, самой же службой персонала в течение нескольких лет ведется учет причин увольнений сотрудников. Проведенный анализ этих данных показал, что основной причиной увольнений являются плохие условия труда. Соответственно, очевидным способом удержания рабочих становится оборудование удобных раздевалок и душевых, организация питания для ночных смен.

Отметим, что анализ уже имеющейся в компании информации был проще, дешевле и позволил найти экономически эффективные решения возникшей проблемы.

В завершение хочется пожелать, чтобы все мы были более внимательны к тем сигналам, которые посылает наше "ближнее окружение". Важно, чтобы от разового сбора информации под конкретную задачу компания переходила к постоянному мониторингу своей деятельности, запросов своих сотрудников и т. п. Это не потребует особых дополнительных затрат, а наоборот, позволит серьезно сэкономить время и ресурсы за счет оптимальной организации работы и удержания персонала.